Случай эвтаназии в России: муж задушил жену

Легко ли в России обрести "легкую смерть"?

Смерть — это не самое худшее, что может произойти с человеком, говорил Платон. Что делать, если близкий человек испытывает невыносимые мучения и просит помочь ему уйти из жизни? 72-летний Вячеслав Демин, задушив свою супругу, выполнил ее последнее желание. Для суда это не стало аргументом — его приговорили к четырем годам строгого режима.

Супруги Демины прожили вполне обычную жизнь. Вот только конец у нее оказался не вполне обычным. К старости оба стали серьезно болеть. По словам Вячеслава Алексеевича, последние несколько лет супруга начал терять память — путаться в обстоятельствах и забывать, где находится. А прошлой осенью еще и сломала шейку бедра. В больнице Петрозаводска, где жили Демины, ее долго держать не стали. Выписали домой, предоставив уход за ней тоже серьезно больному мужу. "Она просила о смерти, и не один раз", — говорит Вячеслав Алексеевич. Но сам момент убийства, по его словам, он не помнит, — когда очнулся, понял, что задушил жену старым обувным шнурком. Сам позвонил в милицию и во всем сознался. Суд учел это признание и дал, по меркам закона, не самый большой срок — четыре года вместо шести. Но адвокат был уверен в условном наказании и теперь будет подавать апелляцию на смягчение приговора.

Вся эта история, особенно ее финал — четыре года строгого режима — оставляет странное впечатление. Формально суд поступил правильно: совершено убийство, и обвиняемый должен понести наказание. Но помните фразу героя Олега Ефремова в фильме "Берегись автомобиля": "Да, Юрий Деточкин, конечно, виноват. Но он… не виноват".

Почему женщину с переломом шейки бедра — тяжелейшей травмой — выписали из больницы уже спустя неделю? Врачи больницы представили на суде следующее заключение экспертов: в таком возрасте подобные переломы не срастаются и держать пациента в стационаре бесполезно. Супруге Вячеслава Демина было 70 лет. В России человек после 60 лет почему-то считается уже дряхлым стариком. Больные с переломом шейки бедра умирают, как правило, в течение года — именно из-за отсутствия надлежащего ухода.

Выходит, что врачи не виноваты. Родственники супругов тоже не виноваты — их единственный сын умер 15 лет назад, есть внучка и племянницы, но им было некогда ухаживать за больными стариками. Социальные службы тем более не виноваты. По словам Вячеслава Демина, он не стал устраивать супругу в дом престарелых, поскольку для этого нужно было отдать квартиру. Другой помощи ему не предложили. Получается, виноват один лишь Вячеслав Алексеевич, который не смог выдержать мучений супруги и игнорировать ее просьбу помочь уйти из жизни.

Читайте также: Убийство из милосердия: подвиг или преступление?

В последние годы дискуссии о легализации эвтаназии в западном обществе то затухают, то разгораются с новой силой. Само это понятие ввел английский философ Фрэнсис Бэкон, сконструировав его из двух греческих слов: "эу" — хорошо и "танатос" — смерть. В 90-х годах весь мир заговорил об этой проблеме, благодаря американскому врачу Джеку Кеворкяну. Он получил прозвище Доктор Смерть за то, что делал инъекции смертельно больным людям с их согласия, облегчая тем самым их уход из жизни. Таким образом он "помог" 130 пациентам. В начале июня Джек Кеворкян скончался своей смертью в возрасте 83 лет.

Пропаганду эвтаназии продолжает английский писатель Терри Пратчетт. Недавно канал BBC показал снятый им документальный фильм "Выбирая смерть" о добровольном уходе из жизни его друга, британского миллионера Питера Смедли. Питер знал, что его ожидает мучительная смерть от неизлечимой болезни, и предпочел не ждать этого. Он отправился в клинику в Швейцарии, где практикуется безболезненный уход из жизни. Сам Терри Пратчетт также готов в скором времени отправиться в швейцарскую клинику за "хорошей смертью" — несколько лет назад ему поставили диагноз "болезнь Альцгеймера".

Сегодня эвтаназия официально разрешена в Швейцарии, Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Германии и двух штатах США — Вашингтоне и Орегоне. В Швейцарии даже существует термин "туризм смерти": в местных специализированных клиниках ежегодно расстаются с жизнью примерно 200 иностранцев. Кстати, в мае правительство этой страны пыталось ограничить поток "туристов-самоубийц" с помощью специального закона. Но местные жители не поддержали эту идею: в ходе референдума 85 процентов швейцарцев проголосовали за равное право на эвтаназию для всех.

Остальные страны пока на это не решаются, хотя количество сторонников такого способа ухода из жизни в Европе растет. Можно представить, какая буря поднимется, если начать обсуждение подобного закона в России. Конечно, у противников эвтаназии есть свои аргументы, и очень весомые. Но не будем также забывать, что свободу воли человека еще никто не отменял. Неужели это не предполагает и свободу воли на добровольный уход из жизни в определенных ситуациях?

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить