Взгляд юриста на телемедицину - Новости здравоохранения

Взгляд юриста на телемедицину

Закон о телемедицине вступил в силу с этого года. Он позволяет врачам дистанционно консультировать пациентов, выдавать справки, заключения и даже рецепты.

Услуга, безусловно, необходимая. Ведь с нашими расстояниями такая медицинская помощь для многих может стать настоящим спасением, но готово ли российское здравоохранение уже сегодня в полной мере оказывать услуги дистанционно? И какова ответственность врачей, консультирующих пациентов на расстоянии? Об этом "Правде.Ру" в программе "Точка зрения" рассказала адвокат Виктория Данильченко.

— Виктория Борисовна, с вашей точки зрения, что изменилось в нашем здравоохранении со вступлением в силу Закона "Об основах охраны здоровья российских граждан" и теперь — Закона о телемедицине? Есть ли доверие у пациентов к этому виду медицинской помощи? И как все это работает на практике?

— Первый обширный и главный закон работает уже достаточно давно. Вопрос лишь в том, что телемедицина — явление недавнее, в том числе и для медиков, и для людей, занимающихся правом. Но вполне естественно, что при появлении любых новых услуг возникают и юридические проблемы разного рода. Вообще же такие услуги, безусловно, очень удобны для всех.

Есть люди, которые живут где-то далеко, в глубинке. Даже в небольшом городе не у каждого есть возможность куда-то приехать, показаться узкому специалисту, рассказать о том, что произошло с ним. А теперь за много километров у всех людей есть такие возможности. Конечно, это спасает в определенных случаях.

Вопрос в другом: любая ли ситуация может быть применима к термину — телемедицина? И с моей точки зрения, неправильно говорить о постановке диагноза, занимаясь телемедициной.

Одно дело — когда пациент уже находится на реабилитации, лечащий врач ведет этого пациента, а человек уехал куда-то. Естественно, показываться своему доктору он должен.

Он путем телекоммуникаций выходит на связь со своим доктором, который хорошо его знает, и тот, в зависимости от изменения состояния, назначает ему новые процедуры по реабилитации. И другое дело — диагностика, например, ангины: покажите рот, а вот так повернитесь — правее, чуть левее… То есть понятно, что такие вещи не применимы. Инфаркт или инсульт тоже никто, к сожалению, пока еще не поставит средствами телемедицины.

— В таком случае необходимо ли совершенствовать этот законодательный документ: что-то добавить, что-то исключить из него?

— Тут — достаточно сложно. Хотя совершенствование все равно придет, потому что жизнь и развитие продолжается. А любой закон, любое изменение в законе, любая история с применением нормы закона, все равно претерпевает множество новшеств. Любая новизна отражается на всем этом. Общество, наука и техника ведь тоже не стоят на месте.

Кто знает, может быть, скоро будет так, что приложишь руку к какому-то аппарату или просто монитору, и доктор сразу будет считывать давление, пульс и все остальное. Но на сегодняшний день, конечно, это не работает в таком объеме.

Доктор просто ведет разговор, спрашивает, что вас беспокоит, слышит какие-то жалобы на что-то и дает какие-то советы, рекомендации, но безусловно, не занимается диагностикой.

— Какая на сегодняшний день существует ответственность врача в сфере оказания услуг на расстоянии? Может быть, наказание за неправильно рекомендованное лечение? Каковы в целом критерии качества телемедицины?

— Критерии качества очного визита, когда пациент приходит ногами, в основном понятны, они уже достаточно отработаны. И критерии качества определяются законодательно и ведомственными документами, а в каждом конкретном случае, прежде всего, заключением договора, по которому врач оказывает услуги пациенту.

Имея этот договор, пациент может уж в крайнем случае пожаловаться. Он может показать все выписки, приложить назначения врача, который поставил неправильный диагноз, выписал неправильный рецепт, назначил неправильное лекарство. То есть человек может это доказать. А что происходит в момент некоего так сказать заочного — дистанционного общения, пока не совсем ясно.

— Как вообще система работает? И куда больному человеку обращаться?

— Система работает таким образом, что пациент обращается с просьбой об оказании ему той самой, предположим, неотложной помощи посредством телекоммуникации — видеоконференции, видеоконсилиума.

Это его заявление обрабатывается медицинским учреждением, и предоставляется такая возможность. Но давайте не забывать, что у нас есть — от двух до 24 часов. Доживет он эти 24 часа? Проживет он их? Нормально ли с ним все будет? Он будет сидеть, собственно, и ждать? Или это все-таки не совсем то?

Ограничений, что в поликлинику, например, можно, а в больницу или еще куда-то нельзя, нет. В законе указано "лечебное учреждение". Поэтому будем предполагать так, что это — любое лечебное учреждение, куда человек может обратиться с целью оказания ему такой дистанционной помощи через связь без очного непосредственного прихода к доктору.

— Как устанавливается личность пациента, личность врача? Применяется ли цифровая подпись? Какие еще есть возможности?

— Безусловно, существует электронная подпись и другие средства. Все эти механизм пока еще на деле не всегда возможны, мало применяются, и их правовая база тоже не совсем отработана.

Пациент может обратиться в лечебное учреждение за оказанием ему телекоммуникационно-консультационной или экстренной неотложной помощи. Это же — совершенно разные вещи, разные понятия, разные часы оказания…

Все это еще требует проверки на практике и доработки. Ведь телемедицина только начинается.

Беседовала Лада Коротун

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Читайте также:

Телемедицина — лечебный прорыв или фикция?

Почему телемедицина решит множество проблем — Николай ГЕРАСИМЕНКО

Автор Лада Коротун
Лада Коротун - журналист, интервьер, корреспондент Правды.Ру *
Специалист Батагова Виолета
Специалист по энцефалопатии, полиневропатии, заболеваниям опорно-двигательного аппарата и их осложнениям, экстрапирамидным заболеваниям (болезнь Паркинсона, тики, эссенциальный тремор и т.д.), демиелинизирующим заболеваниям, болезням мышечного синапса.
Специалист Коровкин Михаил
Проводит лечение широкого спектра неврологических заболеваний (сколиоз, дорсопатии, головные боли, боли в спине)
Специалист Андрианова Ирина
Специалист по лечению невропатии, последствий перенесенного инсульта, невралгий и дорсопатий.

Специалисты

8 отзывов
Батагова
Виолета Викторовна
Невролог
Стаж 30 лет
Врач высшей категории
Приём от 2700 руб.
Клиника МЕДСИ на Пречистенке
Зубовский б-р, д. 22/39

464 отзыва
Коровкин
Михаил Александрович
Невролог
Стаж 41 год
Врач первой категории
Приём от 2500 руб.

73 отзыва
Андрианова
Ирина Михайловна
Невролог
Стаж 36 лет
Врач высшей категории
Приём от 2500 руб.


Клиники

9.9
20 отзывов
Левицкий Глеб Николаевич медицинская клиника
Юрловский проезд, д.14 корп. 2
Алтуфьево
Отрадное
Первичный приём от 4500 руб.

9.8
97 отзывов
Штыков Вадим Валентинович медицинская клиника
Перервенский б-р, д. 8
Братиславская
Первичный приём от 4000 руб.

9.7
1313 отзывов
Клиника здорового позвоночника Здравствуй в Марьино многопрофильный медицинский центр
ул. Люблинская, д. 108
Братиславская
Люблино
Марьино
Клиника здорового позвоночника. Специализируется на диагностике и лечении заболеваний суставов и позвоночника. В клинике осуществляется консультативны... читать далее »
Первичный приём от 990 руб.